Согласно п.2.3 ПДД, шофер обязан проверять техническое состояние своей «ласточки» перед каждой поездкой. Там же говорится о неисправностях, при возникновении которых автовладельцу во избежание наказания следует вызвать эвакуатор или же воспользоваться помощью друга, способного отбуксировать машину в автосервис. К таковым относятся поломки тормозной системы, рулевого управления, фар и задних габаритных огней в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, а также беда со стеклоочистителем со стороны водителя во время дождя или снега.
Существует еще один список неисправностей, назовем их условно критическими. С ними автомобилисту разрешается аккуратно двигаться своим ходом в сторону стоянки или станции технического обслуживания. В их числе непредвиденные проблемы с колесами и шинами, двигателем и прочими элементами конструкции — к примеру, звуковым сигналом, зеркалами заднего вида или ремнями безопасности.
Наказания для водителей, выезжающих на дорогу с серьезными дефектам, регламентированы статьей 12.5 КоАП РФ «Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена». В лучшем случае подобные нарушения сулят автомобилисту только штраф в размере 500 рублей, а в худшем — заодно и разлуку с железным другом: машину, если поломку невозможно устранить на месте, могут транспортировать на штрафстоянку.
Интересно, что исправность автомобиля проверяется лишь теми методами, что прописаны в ГОСТ, а многие поломки могут быть выявлены лишь специалистом при помощи специальной диагностики.
А потому максимум, что может сделать в подобной ситуации по закону сотрудник ГИБДД, так это придраться к явно неработающему «дворнику», отказавшей фаре ближнего света глубокой ночью или выраженному люфту рулевого колеса. То есть к тем техническим неисправностям, которые можно обнаружить без применения специального оборудования.
Важно помнить, что гаишники не имеют права наказывать водителей рублем, исходя из своих собственных предположений. Кроме того, им нельзя проводить проверки технического состояния машины без каких-либо на то оснований — сильного оранжево-зеленого дыма из выхлопной трубы, шумов, перекрывающих самую дорогую акустическую систему или прочих признаков, кричащих о наличии дефектов. Если таковых нет, и правоохранитель грозится инициировать инспекцию, что называется, на ровном месте — покажите ему диагностическую карту. Этого, как уверяют эксперты CarFix, вполне достаточно.
В случае, когда водителю вменяют нарушение за надуманную неисправность, следует требовать соблюдения нормативов ГОСТ — то есть просить проверку автомобиля техническими специалистами, в компетенции которых находится этот вопрос. Если несмотря на все просьбы, гаишники все-таки составят протокол, автомобилисту должно его подписать, указав свое несогласие фразой наподобие «Проверка состояния авто проведена в отсутствие квалифицированного эксперта».
То же касается дорожно-транспортных происшествий с участием дефектной машины. Сотрудники ГИБДД не имеют необходимых знаний — следовательно, резюмировать, что авария произошла именно ввиду неисправности транспортного средства они не могут. Чтобы доказать вину владельца сломанного авто в ДТП, требуется судебная или хотя бы простая автотехническая экспертиза, которая назначается в соответствии с нормами КоАП и УПК.
На вашем бонусном счету 50 руб. Получить бонус!